Программа воспитания

Пояснительная записка
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
– формирование у обучающихся основ российской идентичности;
– готовность обучающихся к саморазвитию;
– мотивацию к познанию и обучению;
– ценностные установки и социально-значимые качества личности;
– активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания – это описание системы форм и методов работы с обучающимися.
Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
– раздел «Особенности воспитательного процесса», в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания.
– раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые техникуму предстоит решать для достижения цели.
– Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показывается, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
– раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает направление самоанализа организуемой воспитательной работы.
К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы на весь период обучения, который детализируется на каждый учебный год в рамках ежегодного обновления ОПОП.
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в техникуме основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
– неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
– ориентир на создание в техникуме психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
– реализация процесса воспитания главным образом через создание в техникуме детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
– организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
– системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
– Основными традициями воспитания в техникуме являются следующие:
– стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела техникума, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
– важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
– в проведении воспитательных мероприятий отсутствует соревновательность между группами, поощряется конструктивное межгрупповое взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
– педагогические работники техникума ориентированы на формирование коллективов в рамках учебных групп, кружков, секций и иных студенческих объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
– ключевой фигурой воспитания в техникуме является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Общая цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
– в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
– в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
– в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Это:
– опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
– трудовой опыт, опыт участия в учебной и производственной практике;
– опыт дел, направленных на пользу своему родному поселку, городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
– опыт природоохранных дел;
– опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в техникуме, дома или на улице;
– опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
– опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
– опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
– опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
– опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
– реализовывать воспитательные возможности общетехникумовских ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в сообществе техникума;
– реализовывать потенциал курирования групп в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие групп в жизни техникума;
– вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, и иные объединения, реализовывать их воспитательные возможности;
– использовать в воспитании обучающихся возможности учебных занятий, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
– инициировать и поддерживать студенческое самоуправление – как на уровне техникума, так и на уровне сообществ отдельных групп;
– поддерживать деятельность функционирующих на базе техникума студенческих общественных объединений;
– организовывать для обучающихся экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
– организовывать профориентационную работу с обучающимися;
– организовать работу медиа техникума, реализовывать их воспитательный потенциал;
– развивать предметно-эстетическую среду техникума и реализовывать ее воспитательные возможности;
– организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что является эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы техникума. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1 Модуль «Ключевые дела техникума»
Ключевые дела – это главные традиционные дела техникума, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в техникуме.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:
– социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего техникум социума;
– открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (студенческие, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других образовательных организаций, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни техникума, города, страны;
– проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
– участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На уровне образовательной организации:
– общетехникумовские праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все группы техникума;
– торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в техникуме и развивающие техникуме идентичность обучающихся;
– театрализованные выступления педагогических работников, родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в техникуме атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению студенческого, педагогического и родительского сообществ;
– церемонии награждения (по итогам года и/или семестра) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни техникума, защиту чести техникума в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие техникума.
На уровне групп:
– выбор и делегирование представителей групп в общетехникумовские советы дел, ответственных за подготовку общетехникумовских ключевых дел;
– участие групп в реализации общетехникумовских ключевых дел;
– проведение в рамках групп итогового анализа обучающимися общетехникумовских ключевых дел, участие представителей групп в итоговом анализе проведенных дел на уровне общетехникумовских советов дела.
На уровне обучающихся:
– вовлечение по возможности каждого студента в ключевые дела техникума в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
– индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
– наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, с педагогическими работниками;
– при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2 Модуль Классное руководство
Осуществляя работу с группой, классный руководитель организует работу с коллективом группы; индивидуальную работу с обучающимися вверенной ему группы; работу с педагогами-предметниками в данной группе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с коллективом группы:
– инициирование и поддержка участия группы в общетехникумовских ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
– организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенной ему группе (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
– проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
– сплочение коллектива группы через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в группе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутригрупповые «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни группы.
– выработка совместно с обучающимися законов группы, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в техникуме.
Индивидуальная работа с обучающимися:
– изучение особенностей личностного развития обучающихся группы через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, педагогами-предметниками, а также (при необходимости) – с педагогом-психологом техникума;
– поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одногрупниками или педагогическими работниками, дальнейшее трудоустройство, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
– индивидуальная работа с обучающимися группы, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
– коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися группы; через включение в проводимые педагогом-психологом техникума тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в группе.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями (для несовершеннолетних обучающихся):
– регулярное информирование родителей о успехах и проблемах обучающихся, о жизни группы в целом;
– помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией техникума и педагогами-предметниками;
– организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел группы;
– организация на базе группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и техникума.
Модуль 3.3 Курсы внеурочной деятельности
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через выполнение индивидуального проекта в соответствии с программой курса.
3.4. Модуль Учебное занятие
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала учебного занятия предполагает следующее:
– установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
– побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений и будущей профессиональной деятельности, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
– использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, дисциплины, МДК, модуля, практики через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе;
– применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
– интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
– дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
– дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
– групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
– включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
– организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими однокурсниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
– инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5 Модуль Самоуправление
Поддержка студенческого самоуправления в техникуме помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Студенческое самоуправление осуществляется следующим образом.
На уровне техникума:
– через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
– через деятельность Совета старост, объединяющего старост групп для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от групп;
– через работу постоянно действующего актива техникума, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флеш-мобов и т.п.);
– через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
– через деятельность созданной из наиболее авторитетных студентов и курируемой психологом техникума группы по урегулированию конфликтных ситуаций в техникуме
На уровне групп:
– через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся группы лидеров, представляющих интересы группы в общетехникумовских делах и призванных координировать его работу с работой общетехникумовских органов самоуправления и классных руководителей;
– через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы группы (например: штаб спортивных дел, творческий центр);
– через организацию на принципах самоуправления жизни студенческих групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
– через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общих и внутригрупповых дел;
– через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в кабинете, лаборатории, мастерской – санитарно-бытовой отдел.
3.6 Модуль Студенческие общественные объединения
Действующее на базе техникума студенческое общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
– утверждение и последовательную реализацию в студенческом общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
– организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, техникуму, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к техникуму территории и другие;
– договор, заключаемый между обучающимися и студенческим общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения;
– клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в техникуме и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
– поддержку и развитие в студенческом объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел);
– участие членов студенческого общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Модуль 3.7 Экскурсии, экспедиции, походы
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внетехникумовских ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
– регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в группах их классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
– литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
– туристический слет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.
3.8. Модуль Медиа техникума
Цель медиа техникума (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа техникума реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
– редакционный совет обучающихся, обучающихся и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через газету, радио или телевидение техникума, а также социальные сети) наиболее интересных моментов жизни техникума, популяризация общих ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
– газета техникума для студентов, на страницах которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
– медиа центр техникума – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мульти медийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
– интернет-группа техникума – сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт техникума и соответствующие группы в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к техникуму, информационного продвижения ценностей техникума и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для техникума вопросы;
– участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах медиа образовательных организаций.
3.9 Модуль Организация предметно-эстетической среды
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда техникума, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся техникума. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой техникума как:
– оформление интерьера помещений техникума (вестибюля, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
– размещение на стенах техникума регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в техникуме (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
– озеленение территории техникума, разбивка клумб, аллей, оборудование во дворе техникума беседок, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство техникума на зоны активного и тихого отдыха;
– благоустройство кабинетов, осуществляемое, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
– событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
– совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики техникума (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых дел и иных происходящих в жизни техникума знаковых событий;
– регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории техникума (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления);
– акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях техникума, ее традициях, правилах.
3.10 Модуль Работа с родителями
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и техникума в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
– родительский комитет, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
– родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в техникуме;
– общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
– семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
– родительские форумы на интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
– работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
– участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
– помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и внутригрупповых мероприятий воспитательной направленности;
– индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в техникуме, являются:
– принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
– принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных, таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
– принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
– принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором техникум участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основным направлением анализа воспитательного процесса является результат воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждой группы.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с руководителем отдела по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании МО классных руководителей или педагогическом совете техникума.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Итогом самоанализа организуемой в техникуме воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.